Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актерское мастерство преподавал В.И. Немирович-Данченко (О. Книппер, И. Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая, М.Германова и др.), и участники спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М. Лилина, М. Андреева, В. Лужский, А. Артем). Из провинции был приглашен А. Вишневский, в 1900 году в труппу принят В. Качалов, в 1903 году Л. Леонидов.
Подлинный расцвет театра начался с драматургии А.П. Чехова, когда были поставлены «Чайка» в 1898 г., «Дядя Ваня», в 1899 г., «Три сестры» в 1901 г., «Вишнёвый сад» в 1904 г. и М. Горького («Мещане» и «На дне» в 1902 г.). Московский художественный театр был первый в России театром, осуществившим реформу репертуара, создавшим свой собственный неповторимый стиль и круг тем. Главной задачей МХТ, по замыслу его создателей, был поиск сценического воплощения новой драматургии, не находящей понимания в старом театре.
В январе 1932 года театр меняет статус на МХАТ СССР, в сентябре 1932 театру было присвоено имя М.Горького, в 1937 он был награжден орденом Ленина, в 1938 – орденом Трудового Красного Знамени. С 1933 МХАТу передается здание бывшего Театра Корша, где образован филиал МХАТ. При театре в 1923 году организовывается музей и в 1942 году — экспериментальная сценическая лаборатория.
На легендарной мхатовской сцене блистали великие актеры, чьи имена хорошо известны российским театралам: Станицын, Коренева, Грибов, Степанова, Массальский, Топорков, Белокуров, Ливанов, Прудкин и др.
В 1970 в качестве главного режиссера театра начал свою работу Олег Николаевич Н. Ефремов, сумевший вдохнуть новую жизнь в театр. Им были поставлены «Последние» М. Горького в 1971 г., «Соло для часов с боем» О. Заградника совместно с А. А. Васильевым в 1973 г., «Чайка» в 1980 г., «Дядя Ваня» в 1985 г. А. Чехова. Одновременно ставятся и молодые современные авторы: А. И. Гельман — «Заседание парткома» в 1975 г.; «Мы, нижеподписавшиеся» в 1979 г.; «Скамейка» в 1984 г., М. М. Рощин «Валентин и Валентина» в 1972 г., «Перламутровая Зинаида» в 1987 и др.
В 80-х гг. был поставлены актуальные спектакли знаменитыми режиссерами: А. В. Эфросом «Тартюф» Мольера в 1981 г., Л.А. Додиным «Кроткая» по Ф. М. Достоевскому в 1985 г., М.Г. Розовским «Амадей» П.Шеффера в 1983 г., К.М. Гинкасом «Тамада» А. М. Галина в 1986 г. и др.
В 1987 году театр раскололся на два творческих коллектива: под художественным руководством Ефремова (с 1989 г. Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова в Камергерском переулке, д. 3) и под руководством Татьяны Дорониной (Московский Художественный академический театр имени М. Горького на Тверском бульваре, д. 22).
В 2000 году после смерти Олега Ефремова художественным руководителем МХАТ им. А. П. Чехова становится Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара: сочетание классических произведений мировой драматургии — «Гамлет», «Вишневый сад», «Господа Головлевы», «Белая гвардия», «Король Лир», «Тартюф», и современная отечественная зарубежная драматургия, произошло обновление труппы, в нее вошли О. Яковлева, А. Леонтьев, А. Покровская, К. Хабенский, М. Пореченков, В. Краснов и др.).
В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию — Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.
Источник заглавного фото: litcult.ru
МХТ имени Чехова на карте Москвы
Адрес
Камергерский пер., 3, стр. 1
Ближайшие станции метро
- Охотный ряд,
- Театральная,
- Кузнецкий мост