Понедельник, 13 мая 2024
Плющиха: камертон Кандинского

Район Плющихи — это сумбурное смешение стилей, сочетание монументальных сооружений и частных уютных домов. Здесь эстетические эксперименты ужились с архитектурными традициями.

Двухэтажный особняк по 1-му Неопалимовскому переулку (№ 4) был построен в начале XIX века и затем на протяжении столетия несколько раз перестраивался. Скромный классический лепной декор и небольшой прямоугольный объем создают привычный и узнаваемый образ старомосковского дома, где в анфиладах комнат в окружении изразцовых печей и гераней текла размеренная жизнь небогатых дворянских семейств.

В 1825 году особняк купил преподаватель французского языка и арифметики Дмитрий Дельсаль, передавший дом по наследству своему сыну — архитектору Петру Дельсалю, участвовавшему в строительстве Большого Кремлевского дворца. До 1917 года в особняке жили чиновники, дворяне и даже татарский князь Девлет-Кильдеев. Сейчас в старом доме с сохранившимися дореволюционными интерьерами размещается редакция журнала «Наше наследие».

Плющиха: камертон Кандинского - Прогулки

От 1-го Неопалимовского отходит 3-й Неопалимовский переулок, на пересечении которого с улицей Бурденко возвышается доходный дом (№ 8), построенный по проекту Дмитрия Челищева. Там с 1915 по 1921 год после возращения из Германии жил один из основоположников абстракционизма Василий Кандинский. Неоклассический шестиэтажный дом с четырьмя симметричными эркерами и угловой башенкой был построен в 1914 году и весь принадлежал Кандинскому.

Из башни, вход на которую шел из квартиры Кандинских, открывался, по словам жены художника, «великолепный вид на Кремль». Виды из окон квартиры отразились в двух этюдах — «Зубовская площадь» и «Смоленский бульвар». Художник очень любил Москву, понимал ее как калейдоскоп церквей, особняков, доходных домов. Он писал: «Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности… Москва — мой живописный камертон».

К доходному дому Кандинского примкнуло жилое здание, спроектированное бюро Сергея Скуратова и построенное в 2001 году. Светло-серый каменный фасад, разбавленный музыкальным ритмом окон, созвучен своему неоклассическому соседу. По-московски закругленный угол дома отмечает вступление новых материалов и новых цветов. По 2-му Неопалимовскому переулку фасад покрыт темным кирпичом с симметричным чередованием открытых и закрытых балконов. В вестибюле нового доходного дома висит привет старому — одна из картин Кандинского.

Плющиха: камертон Кандинского - Прогулки

По соседству с модернистским шестиэтажным домом Скуратова, по адресу: ул. Бурденко, 12 — стоит одноэтажный особняк, построенный в 1837 году. И оба здания выигрывают от такого соседства. В конце XIX века городскую усадьбу приобрела мещанка Анна Лопатина. Новая хозяйка украсила особняк пышной эклектической лепниной, а на фронтон поместила свой вензель — букву «Л».

Самым примечательным зданием улицы Бурденко является маленький дом коллежского советника Гавриила Палибина (№ 23). Деревянный особняк построен в стиле ампир в 1818 году. Декор относится к более позднему периоду. Два ризалита, украшенных барельефными изображениями горгоны, окружают вертикальную нишу с пилястрами. По бокам главного фасада смотрят друг на друга ихтиокентавры. В доме сохранились ампирные обои и печь, собранная из изразцов разных времен с рисунками на тему войны 1812 года.

Плющиха: камертон Кандинского - Прогулки

В той же серой цветовой гамме, что и дом Кандинского, и в том же самом 1914 году на углу улиц Бурденко и Плющихи (№ 53) Дмитрием Челищевым возводится еще один доходный дом. Масштабное неоготическое здание принадлежало Александру фон Баумгартену, после революции до начала 30-х годов работавшему в нем управдомом. Сразу после окончания строительства на первом этаже разместился «электротеатр». До недавнего времени в доме работал молочный магазин, открытый еще в 1915 году известным купцом Чикиным. В полуподвальном помещении провел последние годы жизни писатель Андрей Белый, тяготившийся соседством с популярным магазином.

Художник Николай Кузьмин вспоминал: «Очередь за творогом двигалась вплотную мимо окон рабочей комнаты Белого, закрывала свет — в комнате становилось темно. Белый бежал к окну и кричал в форточку истерически: “Здесь живет писатель! Не мешайте ему работать!” Толпа шарахалась в сторону, и ноги, двигавшиеся мимо окон, исчезали. Но проходило немного времени, и мучения поэта начинались снова: опять вереница ног двигается у самых окон и опять в комнате наступает затмение».

На противоположной стороне Плющихи (№ 56) за украшенной национальными орнаментами и рисунками оградой всплывает построенное в 2003 году здание южнокорейского посольства. На территории дипломатического дома разбит сад с беседкой, выполненной в национальном стиле. Сочетание этнической восточной архитектуры и рационального модернизма оказалось удачным.

Плющиха: камертон Кандинского - Прогулки

Монументальное здание Военной академии имени Фрунзе начинается от Плющихи и занимает половину проезда Девичьего Поля. Авторами проекта, осуществленного к 1937 году, стали известные советские архитекторы Лев Руднев и Владимир Мунц. Основной блок, изрешеченный множеством окон, поставлен на огромный светлый цоколь. В целом здание выглядит грозным и внушительным.

На пересечении Плющихи (№ 64) и 2-го переулка Тружеников стоит одно из самых известных сооружений в стиле конструктивизма — клуб завода «Каучук», построенный Константином Мельниковым в 1927—1929 годы. Ко входу в полукруглый зрительный зал на 800 мест ведут две лестницы, обрамляющие выдвинутый вперед вестибюль, крыша которого по торжественным случаям использовалась как трибуна. Клуб был главным общественным центром района, вмещал разнообразные кружки, балетный класс и теннисный корт, в нем проводились лекции и устраивались спектакли.

Постоянными посетителями пролетарского клуба стали жители домов, построенных по спускающимся вниз 1-му и 2-му переулкам Тружеников в 20-е и 30-е годы (2-й Тружеников, 4 и 2/3; 1-й Тружеников, 19). Строгая геометрия, неожиданно выступающие объемы, угловые балконы и ряды внешних стеклянных лифтовых кабин — характерные черты жилой архитектуры конструктивизма.

Плющиха: камертон Кандинского - Прогулки

Если пройти по 1-му переулку Тружеников мимо посольства Южной Кореи, а потом свернуть на пересечении со 2-м Вражским налево к реке, то мы попадем в 7-й Ростовский переулок, где стоит добротное здание в стиле рационального модерна (№ 21), построенное в 1906 году Илларионом Ивановым-Шицем. Сейчас дом занимает суд, а до революции в нем находилась одна из лучших частных гимназий для девочек, принадлежавшая супругам Алфёровым, сумевшим установить доверительные отношения со своими ученицами. Так, в школе был лифт для Александры Алфёровой, который однажды застрял, и ей пришлось провести урок математики из-за лифтовой решетки.

Выпускница 1918 года Надежда Реформатская вспоминала начало учебного дня: «…одна за другой подъезжают то красивая белая лошадь с княжнами Гагариными, то экипаж с Марусей Морозовой… А вот идут девочки с боннами, сопровождавшими питомиц в гимназию до старших классов». В 1919 году супругов Алфёровых расстреляли большевики. В бывшей гимназии разместилась мужская средняя школа № 31, известная своим мудрым директором Дмитрием Преображенским и неуправляемыми детьми.

Выпускник 50-х годов Александр Кудрявцев так вспоминал начало своего учебного дня: «…ручейки школьников превращались в полноводный поток, с гиком срывавшийся… И вся эта серо-черная масса, плохо одетая (хорошо одеваться было стыдно), вышибая друг у друга портфели ногой… втиралась в узкий проход двери». По воспоминаниям ученика 40-х — 50-х годов Ильи Сафонова, языком общения в школе был мат, а «стоило учителю продемонстрировать слабость в противостоянии с классом, он был обречен: либо менять школу, либо бросать учительство вообще».

Плющиха: камертон Кандинского - Прогулки

От 7-го Ростовского переулка недалеко до 4-го Ростовского. Там находится деревянный дом художника Василия Бакшеева (№ 6), построенный по проекту самого хозяина в начале XX века в стиле северного модерна. Художник жил в доме до самой своей смерти в 1958 году.

На пересечении 4-го и 2-го Ростовских переулков уцелел кирпичный доходный дом с угловой ротондой (№ 2/1), построенный по проекту Виктора Мазырина в 1907 году. Внимание привлекают пилястры, обрамляющие окна второго и четвертого этажей.

Источник заглавного фото: img-fotki.yandex.ru

Плющиха на карте Москвы

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Travel2Moscow