Воскресенье, 12 мая 2024
Москва кинематографическая: «Покровские ворота»

У многих, кто смотрел фильм режиссера Михаила Козакова «Покровские ворота», невольно возникал вопрос: что это за ворота, и если есть ворота, то где тогда стены? Ответ прост: в конце XVI века Москву решили окружить прочной стеной оборонительных сооружений, так появился Белый город. Но время шло, город расширялся и укрепления стали неактуальны. Стену разбирали, на ее месте обустраивали бульвары, а вот площади, на которых прежде были ворота, сохранили свои исторические наименования.

Главный герой фильма Костик приехал в Москву учиться в университете и живет в большой коммунальной квартире у тетушки на Покровских воротах. То, что происходит в жизни обитателей квартиры, и стало темой этой легкой, музыкально-лирической комедии о москвичах 50-х годов. Фильм начинается с того, что перед нами, наслаиваясь друг на друга, предстают узнаваемые места Москвы: гостиница «Космос», памятник А.С.Пушкину, Тверская улица и памятник Юрию Долгорукому.

Дальше герой фильма сворачивает к храму Бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, одному из «контрастных» мест столицы, где на фоне современного здания стоит старинная церковь, а вот дальнейшее движение проследить не получается: смена кадра — и машина въезжает в арку. И, конечно, нам сразу же хочется узнать, где же находится тот дом, в котором развивались события?

А вот тут-то и происходит самое интересное! Автор пьесы «Покровские ворота» Л. Зорин (по которой и был снят одноименный фильм) описал события, происходившие в коммуналке, в которой он сам когда-то жил.

Москва кинематографическая: «Покровские ворота» - Прогулки

Этот дом располагался на Петровском бульваре, то есть у Петровских ворот, а дом, который выступил в «главной роли» в фильме, до сих пор стоит на Гоголевском бульваре (Нащокинский пер., 10), а значит, у Арбатских ворот!

Но можно ли упрекнуть создателей фильма в неточности, ведь необходимо было воссоздавать атмосферу прошлого, а делать это в постоянно меняющейся столице очень непросто. Так сцена на катке должна была происходить на Чистых прудах, в непосредственной близости от Покровских ворот, но по мелькающим в кадре зданиям опознаются совсем другие пруды — Патриаршие.

Есть в фильме и еще несколько хорошо узнаваемых мест. Например, Цирк на Цветном бульваре (Цветной бульвар, 13), откуда зазывалы шумно приглашали на представление в начале второй серии, и композиция из трех фигур, именуемая «Песня», на фоне которой Велюров произносит знаменитую фразу: «Он начинает новую жизнь, дайте ему возможность вспомнить все лучшее!». Упоминается, а позже и показывается в кадре Новодевичий монастырь.

Москва кинематографическая: «Покровские ворота» - Прогулки

А когда звучит песня Булата Окуджавы «Часовые любви», перед нами предстает калейдоскоп московских видов. Новодевичий монастырь сменяет Тверской бульвар, его легко узнать по памятнику К.А.Тимирязеву.

Место, где Костик и Рита разминулись с пожилой парой, — это Большой Ватин переулок, с которого открывается вид на Церковь Никиты Великомученика за Яузой (на Швивой горке), ул. Гончарная, 6. Дату постройки храма относят к 1595 году. Рядом расположена Котельническая набережная, где в одной из знаменитых сталинских высоток живет Рита.

Многие сцены, снятые на улице, являются результатом монтажа — ведь разница между временем съемок и происходящими в фильме событиями достаточно велика. И отрадно, что некоторые из этих мест мы можем найти в Москве и сейчас. В сцене, где Велюров «ловит» машину, чтобы отправить Хоботова в больницу, хорошо виден дом с примечательным балконом. Его адрес Кривоколенный пер. 11/13, стр. 1. И, конечно, сама больница, где Хоботову вырезали аппендикс, не может не вызывать интереса. Это усадьба Усачевых-Найденовых (Земляной вал, 53), и тут до сих пор находится медицинское учреждение.

Москва кинематографическая: «Покровские ворота» - Прогулки

Захватывающая погоня в финале фильма дарит нам настоящий калейдоскоп прекрасных видов. «Догнать Савранского — это утопия!» — произносит Костик, и в следующих кадрах мы видим, как мотоцикл мчится по улицам Москвы. Не будем упрекать режиссера в пренебрежении московской географией, а просто попробуем отыскать дома, дошедшие до наших дней.

Прежде всего, это жилой дом, расположенный на Яузском бульваре, 2/16. Он построен перед войной, в 1934–1941 годах в стиле постконструктивизм. Его часто снимают в кино, например, он мелькает во время погони в фильме «Брат 2». Две приметные скульптурные фигуры сохранились до наших дней. Дальше Савранский мчится мимо старинного здания, и оператор не случайно задерживает на нем наше внимание, ведь это знаменитый Дом Пашкова (ул. Воздвиженка, 3/5), построенный в 1784–1786 годах одним из самых знаменитых русских архитекторов прошлого В.И. Баженовым. Это один из самых красивых домов в Москве, его не только часто снимают в фильмах, но и упоминают в литературе, например, М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита».

А вот после следующего кадра сомнений не возникает — Савранский движется в будущее, ведь на экране появляется Ленинский проспект и памятник Гагарину, установленный в 1980 году. И наконец, здание Московского государственного университета и смотровая площадка на Воробьевых горах… Прекрасная концовка фильма о Москве и москвичах!

Источник заглавного фото: avatars.dzeninfra.ru

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Travel2Moscow