Понедельник, 13 мая 2024
Каменные цветы Барашёвской слободы

Барашёвская слобода — не самое туристическое, но крайне привлекательное место. Здесь сохранились старые, красивые и загадочные старомосковские постройки.

В XVI—XVIII веках переулки между улицами Покровка и Воронцово Поле относились к Барашёвской слободе и были заселены «дворцовыми людьми» — ремесленниками, служившими при царском дворе. Слобода появилась при Иване Грозном и ко второй половине XVII века достигла расцвета, что ознаменовалось строительством каменной церкви. «Бараши» — жители Барашёвской слободы должны были носить за царским двором шатры и расставлять их во время военных походов, паломничеств и прочих путешествий. В 1688 году началась работа над возведением храма Введения Богоматери в Барашах в стиле нарышкинского барокко (Барашёвский пер., 8). Внушительно выглядят огромные окна, обрамленные наличниками, и три апсида со стороны Подсосенского переулка.

Каменные цветы Барашёвской слободы - Прогулки

Барашёвский лениво скатывается вниз к одной из самых красивых и тихих площадей города — Лялиной. Притянувшая к себе четыре переулка и будто бы уставшая от такого сосредоточения путей, Лялина площадь, словно лесная заводь, медлительна и задумчива. После пожара 1812 года это место использовалось в качестве склада для вещей погорельцев. Самое примечательное здание старомосковской площади — доходный дом Силуанова, построенный в 1902 году архитектором Павлом Заруцким (Лялин пер., 7).

Под шишкообразным куполом, венчающим угловой эркер, находится вход в ресторан «Булошная». (Такая орфография, вместо нормативного «Булочная», отражает старое московское произношение.) Булочная тут была и до революции, и в советское время. «Булошная» традицию не прерывает, а, напротив, дополняет: лепнина, зеркала, ретромебель соответствуют по-московски ласковому названию и духу забвенья, рассредоточившемуся по всей площади и прилегающим к ней переулкам.

От площади в глубине Лялина переулка виднеется ампирный особняк (дом 3), возведенный в 1813—1826 годах для семьи полковницы Марии Гурьевой. Парадный фасад украшают четыре пилястры и вставленные между ними барельефы с античными сценами.

Каменные цветы Барашёвской слободы - Прогулки

Еще один, уже позднеампирный, особняк по адресу: Лялин переулок, 10 — был построен в 30-е годы XIX века для купца-чаеторговца Константина Попова, владельца пассажа на Кузнецком Мосту. В 1893 году именно Попов привез в Грузию китайских специалистов для культивирования чая. Впоследствии кавказский чай успешно продавался по всей стране и даже занял первое место на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. В советское время в усадьбе была банальная коммуналка, но внутренний декор и дореволюционная планировка сохранились.

Следующий дом, № 9, привлекает прохожих в первую очередь игривым обрамлением центрального окна. Цветы, подобно лентам или змеям, вьются вокруг привычного для модерна женского маскарона. Адольф Нетыкса, получивший архитектурное образование в польском городе Лодзи, возвел этот доходный дом в 1903 году для промышленника Шагурина в духе французского ар-нуво.

Каменные цветы Барашёвской слободы - Прогулки

Характерный московский ритм перепадов высоты зданий как нигде лучше проявляется на пересечении Лялиного и Подсосенского переулков. В 1910 году Ольгерд Пиотрович, известный автор множества доходных домов, построил пятиэтажное здание, облицованное гладкой бежевой керамикой и украшенное на аттике разноцветными панно. Все дома Пиотровича лишены балконов, что объясняется якобы его боязнью высоты. Их отсутствие придает доходному дому ту стройность и гладкость, которых лишен соседний особняк Морозовых (Подсосенский пер., 21).

В 1879 году Дмитрий Чичагов построил один из самых известных домов Москвы — особняк для купца-старообрядца Викулы Морозова. Вычурный дом в стиле эклектики с двумя атлантами, поддерживающими балкон, скрывает пышные и не поддающиеся какому-либо целостному восприятию интерьеры. Над внутренним убранством особняка впоследствии работал главный архитектор русского модерна Федор Шехтель, мордовский художник Степан Эрьзя и выдающийся скульптор Сергей Конёнков. А Михаил Врубель расписал залы изображениями по мотивам «Фауста» и французского средневекового сборника «Роман о Лисе».

Эклектичность интерьеров вторит эклектичности фасадов и отражает «энциклопедичность», «всеядность» эпохи. Так, в особняке есть помещения, выполненные в египетском, готическом, барочном, романтическом стилях, а также в стиле рококо. Сын Викулы Алексей Морозов, передавший коммерческие и промышленные дела брату Ивану, был страстным коллекционером фарфора, икон, серебра, гравюр, хрусталя, тканей, резных игрушек и т. д. Алексей всю свою жизнь посвятил сбору предметов искусства, их каталогизации и сохранению.

Для коллекции был выделен второй этаж дома. В 1918 году анархисты, захватив особняк, уничтожили часть произведений. До 1929 года владелец этого пестрого собрания прикладного искусства самоотверженно служил своей коллекции, работая смотрителем при созданном Музее фарфора. Затем вещи из морозовского дома разошлись по московским и подмосковным государственным музеям.

Послепожарные особняки по четной стороне Подсосенского переулка, построенные в ампирном стиле с более поздними вмешательствами эпохи эклектики, принадлежали различными купеческим старообрядческим семьям. Дом Елагиной (№ 26) был выстроен в 1817 году, а следующий за ним дом Прохоровых (№ 30) — в 1820-м.

Каменные цветы Барашёвской слободы - Прогулки

Двигаясь в сторону Покровки и не доходя нескольких шагов до самого примечательного дома всего квартала, стоит прежде свернуть налево в Казарменный переулок. Между двумя трехэтажными доходными домами второй половины XIX века под номером 10 есть проход во двор, где за кустами и деревьями спрятался неказистый, требующий реставрации ампирный особняк. Здание было построено между 1806-м и 1816 годами для купеческой семьи Шелагиных. За усадьбой находился пруд, который, как считается, спас деревянный дом от пожара 1812 года. В особняке сохранился дореволюционный декор, и в целом благодаря своему местоположению во дворе усадьба не потеряла интимности частных строений старой Москвы.

Дом 8 по Казарменному переулку привлекает высотой, полным отсутствием лепного декора и характерной для московских строений начала XX века керамической бежевой облицовкой, сменяющейся темно-зелеными оконными обрамлениями и малахитовыми вставками вдоль первого этажа. Это бывший доходный дом, построенный Ивановым-Терентьевым в 1911 году. Кривая вывеска «Булочная» сохранилась с советских времен и придает всему строгому сооружению некоторую наивность.

Каменные цветы Барашёвской слободы - Прогулки

Одно из самых причудливых зданий, построенных в стиле модерн, — доходный дом архитектора Георгия Макаева, спроектированный им самим в 1903—1904 годах (Подсосенский пер., 18/5). Странный дом странного архитектора, о котором мало что известно. Будучи грузинским аристократом, свои работы зодчий подписывал «Князь Г. Макаев». Самая выразительная часть постройки — продолговатый угловой эркер, украшенный вытянутыми цветами. На шершавой желтой поверхности фасада вырастают причудливые лепные изображения цветов с грубыми стволами вместо стеблей, прямые линии и изгибающиеся корни. Одно оконное обрамление украшено нежными ромашками, а на аттике еще до недавнего времени пестрели маки.

Источник заглавного фото: moskva.name

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Travel2Moscow