Понедельник, 13 мая 2024
Византийский стиль в архитектуре Москвы

К середине XIX в. русское общество становилось все более открыто миру. Пансионеры Академии художеств изучали и зарисовывали памятники архитектуры Средиземноморья. Вернувшись в Россию, они проектировали храмы в византийском стиле, ставшем официальным стилем русской православной архитектуры наравне с русским (типичные образцы русского стиля – храм Христа Спасителя, церкви в Талашкине и Абрамцеве). В псевдовизантийских храмах зримо воплотились древнее представление о Руси как преемнице Византийской империи и интерес к ближневосточной культуре в XIX в.

Храмы и русского, и византийского стилей имеют в плане крестово-купольную основу, но силуэт псевдовизантийского здания сглажен, его объем издали смотрится почти монолитом. Барабан купола представляет собой аркаду и называется световым. Стены декорированы «полосатой» кладкой, имитирующей византийскую, с чередованием естественного камня и плинфы (тонкого обожженного кирпича). Вообще зданиям подобного типа свойственен декор с крупными рельефными деталями – карнизами, наличниками, пилястрами.

Византийский стиль в архитектуре Москвы - Прогулки

Один из ярких образцов византийского стиля – храм иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле (ул. Поликарпова, д. 16, архитектор В.Д. Адамович). Он был построен в 1909 г. невдалеке от Петровского подъездного дворца для солдат, проживавших в Николаевских казармах. Его краснокирпичный с белым декором облик перекликался с архитектурой дворца. В годы советской власти полковой храм разрушили, но благодаря усилиям администрации Боткинской больницы он был восстановлен и освящен в 1996 г.

Также в византийском стиле построена церковь святителя Иоанна Златоуста (храм-усыпальница Первушиных) в Донском монастыре (1888–1891 гг., архитектор А.Г. Венсан; Донская площадь, д. 1).

Византийский стиль в архитектуре Москвы - Прогулки

Византийский стиль часто использовался при строительстве московских домов престарелых. Судя по тому, что средства в такое строительство вкладывало московское купечество, можно сделать вывод: византийский стиль любили в старообрядческой среде. Назовем богадельню им. И.Н. Геер (1892–1899 гг., архитектор Л.Н. Кекушев; ул. Верхняя Красносельская, д. 15) с церковью Иосифа Обручника, а также богадельню им. С.А. и А.П. Тарасовых (1910 г., архитектор А.И. Рооп; ул. Шаболовка, д. 4) с церковью Воскресения Словущего. Богадельня Тарасовых предназначалась для «лиц интеллигентных, а также и таких, кто провел жизнь не в нищете, а в известном достатке». В советское время здесь располагался Дом отдыха ветеранов революции им. Ильича, сейчас находится Пенсионный фонд РФ. Церковь не действует.

В византийском стиле построен и храм во имя святителя Николая Чудотворца при Рукавишниковском приюте (1879 г., архитектор А.Л. Обер; ул. Смоленская-Сенная, д. 30, стр. 6), ныне не действующий. Приют был создан для «малолетних, находящихся в тюрьме под следствием, отдаваемых на поруки, остающихся без призора, праздношатающихся и нищенствующих» купцами К.В. и И.В. Рукавишниковыми. К сожалению, подход к зданию храма, хорошо сохранившемуся, затруднен. Известна еще одна «византийская» постройка Обера – Никольская церковь Дома призрения братьев Боевых (1894 г.; ул. Стромынка, д. 10), где и сейчас проводятся службы.

Византийский стиль в архитектуре Москвы - Прогулки

В 1880 г. архитектор К.М. Быковский построил часовню при клиниках на Девичьем поле, где бесплатно отпевали умерших в последних. Клиники медицинского факультета Московского университета и часовня были возведены на средства, выделенные императором Александром III и купцом Д.П. Сторожевым. В 1903 г. после перестройки (архитектор Б. Кожевников) часовня была освящена как храм преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца (ул. Б. Пироговская, д. 6). Так же, как храм на Ходынском поле, церковь в 1917 г. была закрыта и в советское время использовалась не по назначению – как типография, лаборатория анестезиологии и кислородная станция. В 1990 г. по инициативе врачей Московской медицинской академии и Первого медицинского института церковь была отремонтирована и заново освящена. Сейчас здесь хранятся частицы мощей св. целителя Пантелеимона и Феодоровская икона Божией Матери.

В заключение нужно сказать о церкви иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве (1913 г., архитектор С.У. Соловьев; ул. Большая Филевская, д. 65). Этот небольшой, очень органичный храм напоминает архитектуру итальянской Равенны VI в. Даже сейчас, после того, как в советское время в здании находились разнообразные светские учреждения, в храме сохранились «родные» рельефы, глазурованная плитка, черепица на куполе, штукатурка «под кирпич», пол. Пожалуй, знакомство с московской псевдовизантийской архитектурой нужно начинать именно с кунцевской церкви.

Источник заглавного фото: baulo.club

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Travel2Moscow