Четверг, 28 марта 2024
Самые загадочные и мистические здания Москвы - готика, вампиры, химеры

Одно из наиболее своеобразных произведений московского модерна — особняк Сергея Соловьева в Хлебном переулке, 18. Он построен архитектором в 1902 году для своей семьи. Здание, в котором до недавнего времени располагалось грузинское посольство, сейчас выглядит осиротевшим. Псевдоготический объем, напоминающий архитектуру Амстердама, украшен совершенно не готическими деталями, разбросанными по фасаду безо всякой связи. В первую очередь взгляд привлекает керамическое панно, на котором полная луна появляется из-за леса и отражается в водной глади.

Античные руины придают картине дополнительную таинственность. Панно, а также находящиеся под ним керамические аллегории скульптуры, живописи, архитектуры и музыки были созданы художницей Марией Якунчиковой, трагически умершей от туберкулеза в год постройки особняка в возрасте 32 лет. Напряженный декор дома Соловьева выполнен в символическом ряде модерна. Ночь — главный мотив здания в Хлебном переулке, объединяющий его разрозненные детали. Ночная охотница сова два раза встречается на фасаде особняка: с птенцами на уровне первого этажа и над женским маскароном под керамическим панно. Девушка с летящей над ней совой могла бы казаться Афиной, если бы не крылья, превращающие ее в летучую мышь с человеческой головой. У главного входа крадется незаметный с первого взгляда разъяренный лев. Есть одна любопытная деталь — черный почтовый ящик находится в нише в виде летучей мыши.

Летучая мышь — распространенный атрибут европейского модерна, символ ночи и неуловимости, а также упадка, разложения. Летучие мыши живут в заброшенных домах и вылетают на охоту с закатом солнца. На пересечении Малого Каретного с Лиховым переулком стоит угловой мало кому известный доходный дом, построенный в 1902 году Вячеславом Жигардловичем для дворян Каракаш. Татарская фамилия этой семьи переводится как «черная бровь». 28 ночных вампиров украшают всю линию второго этажа. Со стороны Лихова переулка, широко расправив крылья, сидит угрюмая сова — предводительница мышиной стаи. До XIX века Лихов переулок именовался Дурным. Новое название оказалось не лучше старого. Есть версия, что причудливый декор был создан архитектором для отпугивания от доходного дома многочисленных бродяг и воров, грабивших людей, направлявшихся в соседний Каретный Ряд для приобретения карет и телег.

Наверное, самые знаменитые летучие мыши Москвы живут на Сретенском бульваре, 6/1, в доходном доме страхового общества «Россия», построенном в 1902 году Александром фон Гогеном и Николаем Проскуриным. Масштабность дома-крепости, соединившего в себе черты ренессансного палаццо, викторианского коттеджа и готического замка, не может оставить равнодушным. В начале XX века в здании, занимающем целый квартал, в благоустроенных и дорогих квартирах жили медики, юристы и предприниматели, а позже — советские чиновники и интеллигенты. Среди последних был директор Татарского центрального дома культуры Кадыр Хайров, расстрелянный в 1937 году. Величие этого московского замка достигается не только размерами и благородными формами, но и мистическим декором, создающим атмосферу старого западноевропейского дворца, со своими тайнами и привидениями. Ужасающие летучие мыши поддерживают когтями эркеры, а фасад украшают ящеры. Нельзя не заметить деву-сирену, или Лорелею, полную решимости начать свою губительную песню.

В двух остановках от метро «Сретенский бульвар» 19 июня этого года открылась станция «Достоевская». Писатель родился неподалеку, в Мариинской больнице для бедных, где его отец работал лекарем. Художник Иван Николаев оформил станцию в черно-белых тонах, поместив на стены панно на тему романов «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот». Среди кульминационных сцен главных произведений Достоевского выделяются убийство Раскольниковым старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы, самоубийства Свидригайлова и Ставрогина, убийства Настасьи Филипповны и Шатова. Московский метрополитен не привык к такому драматическому декору. Вместе с пассажирами по лестнице на станцию спускается черная фигура, а на весь вестибюль взирает страдающее лицо Федора Михайловича.

Недалеко от Красной площади, в Лебяжьем переулке, стоит дом под номером 1. Его возвел в 1913 году Сергей Гончаров для предпринимателя и мецената Петра Солодовникова. Здание украшено пятью майоликовыми панно, авторство которых точно пока не установлено. Подобный оригинальный декор на фасаде неожидан для ничем на первый взгляд не примечательного строения. Мастер изобразил битву крестоносцев и викингов с балтийскими славянами, подписав динамичные и устрашающие панно отрывком из баллады Алексея Толстого «Боривой»: «Сшиблись вдруг ладьи с ладьями, и пошла меж ними сеча. Брызжут искры, кровь струится, треск и вопль в бою сомкнутом». На картинах седая старуха Смерть словно птица пролетает над былинным сражением по бездыханно белому и напряженно фиолетовому небу.

На время мы покинем центр и отправимся на север города, где по адресу: улица Восьмого Марта, 1, находится психиатрическая больница, созданная еще в 1903 году Федором Усольцевым как частная лечебница-санаторий для душевнобольных. Пациенты попадали не в клинику, а в гости к семье врача, получая заботу и отстраняясь от жестокой реальности. В 1904 и 1905—1906 годах в санатории проходил курсы лечения художник Михаил Врубель. Что может быть страшнее и необъяснимее, чем больная душа? Увлечение художника образом демона проявилось в трех полотнах: «Демон поверженный», «Демон сидящий» и незаконченном «Демон летящий», — а также в иллюстрациях к поэме Михаила Лермонтова. Заигрывание со злом, хоть и отличающимся красотой и обреченностью, не могло пройти бесследно. В больнице Врубель создал эскизы для забора и ворот, воплощенные Федором Шехтелем уже после смерти художника. Ограда Врубеля выполнена в неорусском стиле и напоминает сказочные крепостные стены.

Недалеко от Патриарших прудов находится Большой Козихинский переулок. До XIX века эти места были известны как Козье Болото, названное так предположительно по скотному двору, где разводили коз. Доходный дом под номером 10 с оригинальным для Москвы декором был построен Гавриилом Ивановым для предпринимателя Клингсланда. Лепное изображение воительницы Ники — самое классическое из всех скульптурных украшений здания. Звероподобные химеры и хищные лисы, а также полурыси-полукошки с агрессивно выгнутыми спинами равномерно покрывают весь фасад дома. Злой и напряженный декор соответствует месту — недалеко, у черной воды Патриарших прудов, катилась из-под трамвая голова Берлиоза и квартировал Воланд.

Одно из самых спокойных мест Москвы — Введенское кладбище в районе Лефортова (Наличная ул., 1). За псевдоготическими воротами начала века уцелело множество дореволюционных католических и протестантских надгробий. Кладбище было основано в 1771 году, в разгар эпидемии чумы, как место захоронения христианских иноверцев. Ангелы печали и целые семейные усыпальницы, плиты с цитатами из Евангелия — все это воспоминания о московских поляках, немцах, французах и итальянцах. На боковой аллее, отходящей вправо от главной, сохранился павильон, поставленный скорбящими детьми своим родителям — Леону и Софи Пло, умершим в 1905 году. Фирма Леона Пло занималась поставками железа и чугуна и арендовала помещение на Мясницкой. Софи Пло владела магазином перчаток. Неподалеку на той же аллее расположена колоннада начала XX века с мозаичным изображением реки Стикс и Харона, перевозящего душу умершей.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Travel2Moscow